«Помер не найдя смысла в жизни, а тот помер найдя смысл в жизни, а тот помер не ища смысл в жизни, а этот вообще еще живет! Надо с ним побеседовать...»
Жванецкий М.М.

«Экзистенциальная терапия на постсоветском пространстве» (глава для к книги-справочника Existencial therapy in the modern world)

На протяжении 70 лет гуманитарная мысль на пространстве СССР была отделена «железным занавесом» от гуманитарной мысли остального мира – труды коллег из других стран не переводились, если они были немарксистскими, а зарубежная научная периодика находилась в специальных хранилищах нескольких ведущих библиотек и доступ туда получить было очень трудно.

В этих условиях здесь развивалась гуманитарная мысль, опираясь во многом, на собственные культурные традиции. Это касается и экзистенциального праксиса.

Экзистенциальный праксис, созданный на территории бывшего СССР связан с двумя фигурами – врачом – психиатром, психотерапевтом Александром Ефимовичем Алексейчиком, жившем и живущим в Вильнюсе и врачом-психиатром Андреем Владимировичем Гнездиловым, живущим в Санкт-Петербурге.

Направление экзистенциального праксиса, связанное с Александром Ефимовичем Алексейчиком возникло в конце 60-х годов прошлого века. А с середины 70 -х годов и по сей день в Вильнюсе действует ежегодный (до 1992г. Всесоюзный, а после – международный) семинар под его руководством, в котором вырастала своя оригинальная школа экзистенциальной терапии.

Направление называется Интенсивная терапевтическая жизнь (ИТЖ). Оно уходит корнями в русский экзистенциализм . Ключевыми фигурами для него являются Ф.Достоевский, Н.Бердяев, В.Розанов, С.Левицкий, С.Франк, И.Ильин, Л.Шестов, митрополит Антоний Сурожский

Важнейшим для А.Е.Алексейчика является тезис митрополита Антония Сурожского о том, что если человек тяжело заболел, то невозможно выздороветь в ту же жизнь. Выздороветь можно только в другую жизнь, только повернув руль своей жизни. Потому что корни болезни уходят в почву — в то, как ты живешь.

Заболевание понимается как нарушение целостности человеческой жизни

— акценты на отдельные её аспекты,

— исчезновение из нее целых пластов,

— отчуждение — превращение своей собственной жизни для человека в чужую

Ключевым для терапии является наличие образа правильной (здоровой) жизни и Бога как источника этого образа.

В силу этого школа экзистенциальной терапии А.Е.Алексейчика вела в СССР как атеистической стране полуподпольное существование, Алексейчику был закрыт путь к защите докторской диссертации.

Опыт жизни в СССР, где в течение нескольких поколений люди учились не выражать свои мысли, а скрывать их, где то, что человек думает , очень часто не соответствовало тому, что человек говорит, а то, что говорит, не соответствовало тому, как он поступает, — отразился и на экзистенциальной терапии в школе А.Е.Алексейчика. Большое значение здесь придается соотнесению сказанного человеком с его действиями, предъявление пациенту обнаруженных несоответствий.

Лечение происходит как

* -создание для человека перспективы — каким он мог бы быть,

* — выход к «Ты», к со-страданию, к помощи друг другу, к плате друг за друга, к бытию ради «Ты», к появлению «Мы» — при взаимной встрече бытий ради «Ты. К складыванию терапевтического сообщества

* -способствование появлению мужества увидеть свою жизнь не во времени, а в вечности и в свете этого видения, уменьшить суету, повысить вес своих слов и дел.

Бывает, в ходе жизни болезни исчезают, раны затягиваются. В России по этому поводу говорят: «Время лечит». Душевные раны затягиваются иногда десятилетиями.

В терапевтической группе ИТЖ терапевт ставит перед собой задачу ускорить этот процесс — чтобы раны затягивались за дни, часы, минуты.

Для этого создается масса возможностей для того, чтобы люди не обсуждали свою жизнь, а жили, проявлялись. Предметом внимания становятся любые мелочи в проявлениях людей. Терапевт помогает делаться явными противоречиям жизни человека, помогает человеку встретиться как с теми сложностями своей жизни, с которыми он знаком, так и с теми, с которыми ему предстоит встретиться, если он ничего не изменит в своей жизни. Часто происходящее напоминает попадание человека в притчу о себе.

В ИТЖ Алексейчика часто используются анекдоты, иронические истории , позволяющие клиентам увидеть парадоксальность своей жизненной ситуации, зарядиться самоиронией и отстраниться от своих жизненных позиций.

Развитие этого направления последователем А.Е.Алексейчика, основателем и руководителем совета Международного Института экзистенциального консультирования (Россия-Украина) Семеном Есельсоном привело к появлению такой его разновидности как нарративный камертон. Есельсон исходит из того, что для многих советских и постсоветскх людей характерно отсутствие внутренних духовно-этических опор. В СССР в течение почти 70 лет религиозные верующие люди подвергались преследованиям, а носители новой веры — верующие коммунисты были фактически уничтожены к началу 50-х годов прошлого века, во время сталинских репрессий. И советские люди второй половины XX века в своих решениях опирались на складывающуюся буквально на глазах этику новых семейных и социальных традиций. Крах СССР разрушил и эти опоры. И многие сложности жизни постсоветских людей, с которыми они приходят к экзистенциальным консультантам и терапевтам связаны с неопределенностью в этическом измерении их бытия. Введение в ходе терапии образов решения тех или иных сложных жизненных коллизий в Житиях Святых или в Священном Писании позволяет клиентам соотнестись с ними как с камертоном и найти опору для решения своих жизненных сложностей. Вот, к примеру, такие темы — «Цена свободы в нашей жизни и в жизни пророка Моисея», «Дружба и власть в нашей жизни и в жизни святого Григория, крестителя Армении», «Любовь и смерть в нашей жизни и в жизни святой Ксении Петербургской», «Терпение в нашей жизни и в жизни святого Максима Грека» и т.д

Направление экзистенциального праксиса, связанное с Андрей Владимирович Гнездиловым зародилось в 70-е годы прошлого века.

Андрей Владимирович — бывший зв. кафедрой геронтопсихиатрии Института им.Бехтерева, председатель Ассоциации онкопсихологов России. Основатель первого хосписа в Советском Союзе. Автор многочисленных психотерапевтических сказок. Эта терапия имеет корни в «серебряном веке русской культуры» — работах представителей русской гуманитарной культуры начала XX века, в первую очередь, в практиках М.Волошина.

Ключевым для терапии Гнездилова является представление о наличии «чудесного измерения бытия» и умение решать сложности жизни пациента, обращаясь к этому измерению.

Значительная часть пациентов Гнездилова — тяжело- и смертельно больные люди. Вся реальность окружающего мира свидетельствует им о том, что избежать смерти невозможно. Сознание, логика, опыт взрослого человека не дают никакой надежды.

С помощью экзистенциального терапевта в практике А.В.Гнездилова происходит сдвиг в экзистенциальном времени и на передний план выходит время детства, память детства, люди становятся как дети с детской творческой фантазией, открытостью миру, доверием к жизни. Появляется возможность веры в чудо и начинают разрешаться те проблемы, которые для взрослых — неразрешимы. Страх смерти исчезает. Формируются способности вынести неизбежные страдания.

Помогают терапевту создать пространство Встречи пациента с чудесным измерением бытия — терапевтические сказки, специально написанные для этого пациента, куклы, экзистенциальный театр, колокола, антикварное пространство, включающее в себя костюмы всех времен и народов, старинную мебель и другие предметы старины.

Последний этап жизни человека видится Гнездиловым как кульминация жизни. Нередко, в отсутствии страха смерти, человеку удается сформулировать для себя самое важное дело, которое он должен успеть осуществить. Занесенная над ним рука смерти замирает, время останавливается, и человеку удается его осуществить.

Экзистенциальных терапевтов и консультантов на территории бывшего СССР уже долгое время готовят в трех долгосрочных учебных программах.

Первая программа знакомит слушателей со всеми направлениями экзистенциальной терапии, существующей в современном мире. Программа реализуется с 1996 г. Институтом экзистенциальной и гуманистической психологии (HEPI), в г. Бирштонас (Литва). Руководит программой — Римас Кочунас. Продолжительность подготовки экзистенциальных терапевтов — 4 года. Кроме того HEPI осуществляет подготовку супервизоров. Программа подготовки экзистенциальных терапевтов приведена в соответствие с требованиями Европейской Ассоциации психотерапии (ЕАП) к Европейскому сертификату по психотерапии. В 2015 г. Институт получил аккредитацию в качестве учебного заведения от ЕАП. В разное время у HEPI действовали учебные группы в гг. Москве, Иваново (Центральная Россия) и Сургуте (Россия, Сибирь).

Вторая программа продолжает в экзистенциальной терапии традиции А.Е.Алексейчика и А.В.Гнездилова Программа реализуется с 1999 г. Международным Институтом экзистенциального консультирования (MIEK). Руководит программой — Семен Есельсон. Продолжительность подготовки экзистенциальных консультантов — 4 года. В настоящий момент происходит реорганизация системы подготовки, увеличивающая продолжительность подготовки до 6 лет.

Сегодня действуют учебные площадки MIEK в г. Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород (Россия) и г. Киев и Одесса (Украина). До весны 2014 г. действовали ещё две учебные площадки Института — в г. Донецке и Севастополе. Для учебных программ MIEK характерно постоянное перестраивание в связи с особенностями жизни той или иной учебной группы, различие учебных программ на разных учебных площадках. В этих программах мало внимания уделяется эрудиции в области философии и психологии, зато большое внимание уделяется мировой классике в области художественной литературы и кинематографа, помогающей увидеть свою жизнь с её разрушительными, больными и созидательными, здоровыми тенденциями, — шире, многограннее. Девиз МИЭК — «Врач, исцелися сам». Это значит, что приоритет отдается терапевтической работе со слушателями

Особенностью МИЭК является творческий поиск, изобретение новых форм экзистенциального праксиса.

Одной из таких новых форм является экзистенциальная театротерапия. Здесь весь театральный процесс — от принятия решения — кем быть в предстоящем действии ( актером в определенной роли, суфлером, режиссером, осветителем, декоратором, костюмером, музыкальным режиссером, театральным критиком, буфетчиком и т.д.), с конкурентной борьбой за определенные роли и до разбора происходившего после спектакля — становится моментами экзистенциального терапевтического процесса.

Другой формой, разработанной в МИЭК, является «Экзистенциальное путешествие». Это экзистенциальная терапевтическая группа в пути, предуготовляющая участников группы к какому-либо событию и подводящая итоги Встречи с этим событием

Например, проводится путешествие в Санкт-Петербург к А.В.Гнездилову на тему «Болезни близких». Группа проходит в поезде по пути к Гнездилову — идет работа с запросами на встречу с Мастером, И группа — по пути назад, где идет работа с итогами Встречи.

Третьей формой экзистенциального праксиса, изобретенного в МИЭК, является экзистенциальный проект «Память будущих поколений». Проект заключается в работе слушателей и преподавателей МИЭК над созданием своих семейных экзистенциальных архивов — основой которых становятся рассказы старших поколений родственников о ключевых историях своей жизни. Так, чтобы эти истории превращались в послание своим потомкам — извлечение уроков из прожитой жизни и работа над ошибками. В ходе этой работы, помимо прочего, происходит преображение взаимоотношений участников проекта со старшими поколениями своей семьи Внимание к опыту жизни пожилых людей со стороны их детей, внуков и правнуков нередко открывает им новые смыслы, резко прибавляет умственного и физического здоровья.

Для МИЭК характерна и приверженность особой позиции в экзистенциальной философии, сформулированной С.Б.Есельсоном под названием «Радикальное экзистенциальное мировоззрение». В этой концепции проводится жесткий водораздел между психологией и психотерапией, между экзистенциальной терапией и другими направлениями психотерапии, сформулирован онтологический статус жизненного мира и вытекающие из этого следствия для экзистенциальной терапии.

Кроме долговременных учебных программ HEPI и MIEK на территории Восточной Европы разворачиваются несколько программ Институтов, базирующихся в странах Центральной Европы.

Так с 1999 г. и по сей день в Москве действует долговременная учебная программа по подготовке экзистенциальных аналитиков GLE-International, Вена (рук. Альфред Лэнгле). Продолжительность подготовки экзистенциальных аналитиков — 4 года. В 2012 г. начала действовать образовательная программа GLE- International в Киеве (Украина) и в Риге (Латвия).

В 2013 г. в Москве стартовал образовательный проект по подготовке логотерапевтов Института Виктора Франкла Вена, Австрия (рук. Aлександр Batthyány). Продолжительность подготовки логотерапевтов — 2 года.

В 2015 г. в Минске (Беларусь) был создан Институт Dasein – анализа, который планирует реализовывать долговременную программу по подготовке dasein — аналитиков . Научное руководство Институтом осуществляет Алиса Хольцхей-Кунц (Швейцария, президент швейцарского общества герменевтической антропологии и dasein-анализа)

В 2015 г. усилиями профессора-психолога -экзистенциалиста О.В.Лукьянова и его последователей организован в г.Кемерово(Россия, Сибирь) Сибирский Институт феноменологической и экзистенциальной психологии . Институт планирует создание собственной долговременной программы подготовки экзистенциальных терапевтов.

Кроме этого на территории России получил распространение такой оригинальный экзистенциальный праксис, как экзистенциальное фехтование. С 2002г. подготовку специалистов по экзистенциальному фехтованию организует экзистенциальный терапевт Вячеслав Летуновский, выпускник Школы экзистенциального образования и инициальной терапии Калфреда Дюркхайма (г.Тоодмос-Рютте, Германия). Праксис основан на тезисе — как ты фехтуешь, так и живешь. Все происходящее во время фехтования становится предметом детального экзистенциального анализа. Продолжительность подготовки – 2 года.

Вокруг трех давно идущих долговременных программ подготовки экзистенциальных консультантов и терапевтов (программ HEPI, MIEK и (GLE — INTERNATIONAL) сложилось три больших сообщества экзистенциалистов-практиков. — Восточно-Европейская Ассоциация экзистенциальной терапии, Сообщество МИЭК и Экзистенциально-аналитическая Ассоциация.

Восточно-Европейская Ассоциация экзистенциальной терапии проводит ежегодные конференции в г. Бирштонас (Литва), а Сообщество МИЭК — проводило ежегодные фестивали в Крыму (мыс Тарханкут), а с 2014 г. — в Беларуси (г. Барановичи). Участники экзистенциально-аналитической Ассоциации один раз в два года собираются на конференции GLE – INTERNATIONAL.

Каждое из этих сообществ издает свои журналы на русском языке. С 2002 г. издается журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» (гл. редактор С.Б.Есельсон). Журнал выходит 2 раза в год. Это журнал Сообщества МИЭК.

Он издается при поддержке Института экзистенциального анализа и жизнетворчества (директор — Д.А.Леонтьев)

С 2008 г. выходит журнал «Existentia» — это журнал «Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Журнал выходит 1 раз в год.

С 2009 г. выходит бюллетень «Экзистенциальный анализ» — журнал Экзистенциально-аналитической ассоциации.

В 2001 г. профессор МГУ психолог-экзистенциалист Дмитрий .Леонтьев создал Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Основным достижением Института стала организация 1 раз в три года общероссийских конференций по экзистенциальной психологии с международным участием. Эти конференции стали единственной площадкой, на которой встречаются экзистенциальные терапевты и консультанты разных направлений, практикующие на территории бывшего СССР, а также экзистенциально-ориентированные философы и педагоги.