«Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим - это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь.»
Перлз Ф.

Экзистенциальный театр Власенко И.И.

705146_328192220649892_1574604432_o

Ирина Ивановна Власенко – выпускница Международного института экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта. Ранее закончила филологический факультет Ростовского государственного университета и психологический спецфакультет при ИПК и ПРО. В 2002 году прошла стажировку по программе «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот» (Румыния, Бухарест). В 2003 году представляла опыт работы с родительскими группами на Международном конгрессе «Психотерапия и консультирование Больших городов». Работала учителем и педагогом-психологом в общеобразовательной школе. С 2000 года являлась сотрудником Центра диагностики и консультирования в г. Ростове-на-Дону. Соавтор монографии «Опекунские семьи как альтернатива сиротству». Автор книги «Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам». Автор публикаций в журналах «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия», «Московский психотерапевтический журнал». Одна из создателей экзистенциальной театротерапии. Ведущая семинаров для руководителей школ, учителей и педагогов-психологов по теме «Психологические основы конструктивного педагогического взаимодействия с родителями  учащихся». Является преподавателем МИЭК и организатором родительского клуба «Тёплый дом» (Ростов-на-Дону).

ПО ДОРОГЕ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ ТЕАТРУ

… Три года назад ­на благодатной почве экзистенциального института несколько подготовленных умов случайно и одновременно (точно по формуле, которую вывел в XVII веке Блез Паскаль: «Случайные открытия делают только подготовленные умы») сделали открытие: изобрели экзистенциальный театр. Конечно, изобрели — это громко сказано. Это как изобрести траву или воздух. Скорее додумались, что театр — этот древний, испытанный временем способ бытия-вместе-с-героем — можно рассмотреть как модификацию терапевтической группы, основанной Александром Ефимовичем Алексейчиком, который неустанно повторяет: «Если жизнь калечит и жизнь же и лечит, то возможно ли организовать такую жизнь, которая бы оказалась лечебной, и лечебной не за 20-30 лет, а за секунды, минуты, часы, дни, недели, в крайнем случае, месяцы?» В нашем случае это может произойти за 5-6 часов работы (2,5 часа на собственно театр и столько же или чуть больше на время «фойе», «закулисья», «антрактов»).

Все то, что происходит в терапевтической группе до спектакля, мы условились называть «фойе». В переводе с французского это слово означает «очаг» — хорошее место для начала: греет и просветляет. Здесь происходит встреча с Театром. Встреча, которая предо­ставляет участнику возможность выявить свою актуальную экзистенциальную тему и через «бытие-вместе-с-героем» помочь продвинуться к собственной подлинности. Театр в широком смысле — это не только игра актеров, но и потаенное от публики действо созидания спектакля, а также сама публика с ее спектром реакций на происходящее. Такая многослойность действия, жизнь на сцене и за рамками сцены дает простор для выбора и приобретения нового опыта, который может стать толчком к самопознанию, толчком к развитию.

Законы театрального искусства помогают участникам осознать свои истинные таланты и способности через активное осмысление и активную рефлексию происходящего на сцене и в жизни. Цель групповой работы — помощь человеку, находящемуся в состоянии трудного выбора, поиска «нового пути», проблемы восприятия своего мира и себя в этом мире.

Здесь же, в фойе, каждому предстоит сделать выбор: быть героем пьесы или участвовать в создании спектакля как-то иначе? Испанская экзистенциальная мудрость «Выбери, кем ты будешь, и за­пла­ти за это» — лучше всего объяснит суть происходящего в этот момент. В театре (как в жизни) требуется много работников: декоратор, костюмер, звукорежиссер, гример, билетерша, директор, театральный критик, буфетчица, гардеробщик (с чего театр начинается?). Неплохо бы и зрителя иметь — хоть одного.

….От спектакля к спектаклю накапливается кое-какой театральный реквизит, но чаще все необходимое (как в жизни) оказывается под руками — главное это обнаружить. Условность в театре пробуждает в человеке фантазию ребенка: только что валялась на дорожке палочка, но вот она уже лошадка, а потом удочка, а потом деревце…

Выбор каждым участником своего героя — это маленькое чудо, пробуждающее в человеке интуицию и внутреннюю связь с первых минут знакомства. Обычно ведущий называет имя героя и лишь очерчивает двумя-тремя «акварельными мазками» его силуэт.

Эмми Ван Дорцен говорит, что каждый час экзистенциальной терапии является «маленькой репетицией жизни», ведущей к изменениям… Начавшись на крошечном театральном коврике, эти изменения могут разворачиваться на широком жизненном полотне и не иметь предела, а могут остаться брошенными и скомканными на этом же ковре, подобно носовому платку. Метафора с театральным ковриком, почерпнутая нами у Владимира Ивановича Немировича-Данченко: «…выйдет актер на площадь, расстелет коврик — и вот вам уже и театр!» В Харькове эта метафора реализовалась самым прекрасным образом: действие пьесы разворачивалось на большом красочном ковре.

Статьи И.И. Власенко, Вы можете прочесть на нашем сайте в разделе НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Ирина Ивановна после Я пришел 001

1977062_1849121068560134_1022858849_n

1146449_1849122588559982_1460947061_n

IMG_6750

IMG_8565

34

Поделиться с друзьями
Войдите на сайт, чтобы читать и писать комментарии!