«Если болезнь преображает человека, то она важнее, чем здоровье»
Алексейчик А.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР: АСТРАХАНСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ РОСТОВСКОГО НАЧАЛА

Начну все по порядку…

Долго думала и готовилась внутренне к проведению этой группы-театра. Знаете, как бывает: и хочется, и колется… Постоянно внутри что-то сопротивлялось. И все-таки набралась смелости, организовала группу в интернете, рассказала друзьям, знакомым, что собираю терапевтическую группу для проведения театра, сделала буклет. За несколько дней до проведения думала, кто смог бы сыграть главную роль в пьесе — Гвидо! Вспомнила про одного знакомого, написала СМС с приглашением — он перезвонил! К моей радости, почти сразу согласился прийти, но с оговоркой: если получится и не будет экстренных причин не прийти! И вот этот день настал. Пришло пять человек. Для пьесы нужно — семь. Я начала немного переживать. Потом договорились: участники выбрали роли, некоторые выбрали по две. Выбирали почти спонтанно. Это меня успокоило. Начался процесс предварительного прочтения пьесы перед непосредственным действием.

И вот все началось… бытие и жизнь, переживание и испытание для всех, а в особенности для участника, исполняющего сквозную роль по всей пьесе — роль Гвидо! Напряжение росло! Роль главного героя участнику давалась тяжело. Слышался сдавленный голос, сбивалась речь. И вот в сцене, когда Гвидо общается со своей умершей мамой, в какой-то момент у участника перехватило горло… Повисла тяжелая и казавшаяся вечностью пауза молчания! И тут участник выходит из своей роли и просит остановить спектакль. Я начинаю прояснять… Предлагать разные варианты — взять паузу, сменить роль. К моей радости, он соглашается взять время для отдыха… 10 минут. А потом можно будет продолжить. Объявляется антракт! Далее по ходу пьесы по мере проживания жизни главного героя наш участник держался мужественно. Хотя мы и брали паузы между сценами, но напряжение оставалось, и мне казалось, что участник играет из последних сил! Я как могла поддерживала героя. В какой-то момент я заметила, как группа тоже переживает, сопереживает, сочувствует. Происходило что-то важное! И тогда я поняла, что сейчас мы все вместе с ним, с участником, с главным героем пьесы — Гвидо, и, что самое главное, он справится, иначе просто быть не может. Тогда стало как будто легче, ушло лишнее волнение и напряжение и пришло спокойствие и некоторая радость. А конец пьесы был прожит всеми участниками с меньшим, но остававшимся напряжением. Но оно было уже какое-то другое — более заинтересованное и качественное, живое. Впрочем, если это было, значит, так и должно было быть, раз было! И вот прозвучали последние слова пьесы — тихие, но пронзительные и действенные. Наступила целительная и недолгая тишина…

…После чего предлагаю всем участникам сесть в круг, поделиться своими переживаниями и чувствами, своим состоянием и мыслями. Последовавшее обсуждение меня удивило и внутренне порадовало своей глубиной и важностью высказанных слов… У участников возникли разные вопросы, от детско-родительских до страха смерти и свободы. Кто-то говорил, что это похоже на его жизнь, кто-то о чувстве вины как родителя, об ответственности и свободе, о том, как учить своих детей такой свободе и ответственности за свою жизнь. И поскольку пьеса, как и жизнь, не дает общих ответов для всех, то каждый, надеюсь, нашел что-то свое — возможно, свой ответ или новые вопросы, и это для него стало важным и полезным. Ведь для того, чтобы начать идти, нужно сделать хотя бы первый шаг; надеюсь и верю, что кто-то сделал его на нашей группе. И в душе у меня возникла радость от мысли: значит, эта встреча выполнила свою маленькую, но важную функцию. Она позволила участникам задуматься над собой и своей жизнью, открыться самим для себя и других, посмотреть на свою жизнь по-другому, получить опыт ­со‑бытия с другими и понимание, как это может быть уже по-другому и в их собственно жизни. И это, думаю, важно!

А вот как выглядел наш буклет:

Терапевтическая группа экзистенциального театра

«Я ПРИШЕЛ»

Вся жизнь театр, и люди в ней актеры.
У. Шекспир

Дорогие друзья!

Приглашаем Вас принять участие в терапевтической группе экзистенциального театра, в ходе работы которой Вы сможете поучаствовать в постановке спектакля, проиграть и прожить выбранную роль. Увидеть себя и свою жизнь со стороны и, возможно, что-то изменить в своей жизни.

Терапевтическая группа — это особая форма работы, где участники в процессе общения могут найти ответы на свои вопросы и решить свои трудности. Это группа, где каждый может понять, что он не одинок и что есть вокруг люди, которые могут помочь. Терапевтическая группа — это шанс получить неоценимый опыт другого, особого общения, где Вас могут выслушать, понять и, возможно, дать совет.

В нашем экзистенциальном театре мы вместе с Вами будем ставить спектакль по пьесе «Я пришел», где главный герой проживает жизнь от рождения до момента ухода из жизни. Поэтому театр и называется экзистенциальным. Здесь все как в жизни: нет репетиций, нет случайных зрителей и нет посторонних. Здесь все проживают свою жизнь, играют какую-то отведенную ему роль, и вместе с тем Сопереживают, Сочувствуют и Вместе делают общее дело, выстраивают творческий процесс.

Приняв участие в постановке и проигрывании пьесы, Вы сможете решить волнующие Вас проблемы, получить заряд позитивной энергии, прикоснуться к своему внутреннему миру и узнать о себе и своей жизни что-то новое, получить бесценный опыт общения и, возможно, найти ответы на извечные человеческие вопросы «Кто Я?», «Зачем Я?», «Откуда Я?».

МЫ РАДЫ ВСТРЕЧЕ С КАЖДЫМ ИЗ ВАС!!!


Ильяшевич Елена (Россия) — слушатель МИЭК, магистрант, факультет психологии Астраханского государственного университета, практикующий психолог-консультант (г. Астрахань). (Данные об авторе — на момент выхода статьи)

Опубликовано в журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия», №16, 2010.