«Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим - это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь.»
Перлз Ф.

Меморандум по экзистенциальному консультированию

Станьте для начала теми,

Кем себя провозглашаете.  

С.С. Аверинцев.

I. Наше понимание экзистенциального консультирования:
1.1. Экзистенциальное консультирование является гуманитарным праксисом, основанным на экзистенциальной философии.
1.2. Экзистенциальное консультирование – со-бытие консультанта и обратившихся к нему за помощью людей, помогающее им прожить и пережить сложный для них период жизни не в одиночестве, помогающее им в поисках выхода из жизненных тупиков, в поисках источников сил для осуществления этого выхода.
1.3. Экзистенциальное консультирование может сопровождать некоторое время жизнь человека, но не должно становиться наиважнейшим элементом его жизни, может помогать ему справляться с вызовами жизни, но не должно становиться зависимостью от встречи с консультантом или терапевтической группой.
1.4. В экзистенциальном консультировании важно видеть грань, отделяющую эту деятельность от деятельности священнослужителя. Экзистенциальный консультант может помогать человеку ясно увидеть совершенные им ошибки, но не может снимать с души человека их груз, отпускать его грехи.
1.5. Поскольку экзистенциальное консультирование не основано на натурфилософии, оно является альтернативой академической психологии и клинической психиатрии, а также основанной на них практике.
1.6. Поскольку экзистенциальное консультирование является праксисом, основанным на экзистенциальной философии, оно мировоззренчески несовместимо с другими направлениями психотерапии, в основании которых лежат иные философские мировоззрения.
1.7. Экзистенциальное консультирование не является методом. Его нельзя освоить и пользоваться им в подходящих для этого ситуациях.
1.8. Экзистенциальное консультирование не имеет ни техник, ни технологий, ни приемов, поэтому не может быть стандартизировано.
1.9. Экзистенциальное консультирование требует формирования личности консультанта и неразрывно связано с этой личностью как её выражение, проявление.

II. Наше требования к экзистенциальному консультанту:
2.1. Поскольку экзистенциальное консультирование является гуманитарным праксисом, основанным на экзистенциальной философии, возможность осуществления этого праксиса обеспечивает принятие консультантом взгляда на устройство мира, своей жизни, и жизни других людей, развиваемое философией экзистенциализма.
2.2. Принятие экзистенциальной философии подразумевает жизнь в соответствии с ней, в этом смысле экзистенциальное консультирование требует перестройки образа жизни консультанта в соответствии с мировоззрением экзистенциализма.
2.3. Экзистенциальному консультанту необходимы, прежде всего: интерес к жизни других людей, со-чувствие, со-страдание, необходимо быть вместе с ними в радости и печали, быть вместе с ними растерянным, слабым, быть вместе с ними виноватым, быть вместе с ними надеющимся и ищущим выхода.
2.4. Экзистенциальный консультант сопровождает человека исключительно на сложном отрезке его жизненного пути.
2.5. В деятельности экзистенциального консультанта недопустимы:
2.5.1. Желание преобладать над клиентом, вести его за собой;
2.5.2. Навязывание клиенту своих религиозных убеждений или моральных ценностей;
2.5.3. Обесценивание в глазах клиента его прошлого опыта работы с другими терапевтами;
2.5.4. Желание угодить клиенту или кому-либо в связи с клиентом;
2.5.5. Публичное выражение своих политических предпочтений. Что затрудняет или делает невозможной помощь клиентам, придерживающимся других взглядов;
2.5.6. Распространение продукции сетевого маркетинга среди клиентов и коллег.
2.6. Экзистенциальный консультант не может одновременно быть психотерапевтом какого-либо иного направления.

III. Наше понимание процесса профессиональной подготовки экзистенциальных консультантов:
3.1. Подготовка экзистенциальных консультантов должна быть процессом, организующимся на основе экзистенциализма. Это значит, что процесс подготовки должен быть жизненно соразмерен, неспешен. Это также значит, что программа подготовки должна все время корректироваться, чтобы соответствовать меняющейся ситуации в жизни подготавливающихся экзистенциальных консультантов и в жизни учебной группы.
3.2. Чтобы избежать превращения процесса подготовки экзистенциального консультанта в способ проведения досуга, чтобы избежать появления «группоголизма», не желательно участие слушателя более, чем в двух терапевтических группах в год.
3.3. Подготовка экзистенциального консультанта должна быть в первую очередь направлена на:
3.3.1. Проявление его душевности и духовности, объединяющих его с самим собой и с другими людьми;
3.3.2. Самоопределение – принятие себя как наделенного свободной волей человека, самостоятельно определяющего свое будущее в тех жизненных обстоятельствах, в которых он оказывается, и несущего ответственность за последствия этого своего самоопределения;
3.3.3. Принятие вызовов судьбы, поиск и нахождение достойных ответов на них;
3.3.4. Умение сожалеть о содеянном и искать, как не повторять совершённые ошибки;
3.3.5. Поиск образа подлинной жизни и преображение экзистенциального консультанта в соответствии с ним;
3.3.6. Сознание консультантом своей жизни несовершенной, а себя нуждающимся в экзистенциальном консультировании;
3.3.7. Формирование потребности в решении своих насущных жизненных проблем, в необходимости изменений собственной жизни, в совершении конкретных действий, ведущих к этим изменениям.
3.4. И лишь во вторую очередь подготовка экзистенциальных консультантов должна быть направлена на:
3.4.1. Расширение эрудиции в области экзистенциальной философии, психологии и психотерапии, в области современной и классической культуры;
3.4.2. Освоение языков, разработанных в практическом экзистенциализме для изучения описания и понимания жизни другого человека;
3.4.3. Знакомство с каноном экзистенциального консультирования;
3.4.4. Принятие этического кодекса экзистенциального консультанта.
3.5. Подготовка экзистенциальных консультантов происходит в ходе экзистенциальных терапевтических сессий и самостоятельного труда над своей жизнью между сессиями.
3.6. Готовящийся стать экзистенциальным консультантом берет на себя ответственность между сессиями:
3.6.1. Трудиться над осмыслением происшедшего на сессии;
3.6.2. Претворять в жизнь принятые решения;
3.6.3. Читать определенную преподавателями литературу;
3.6.4. Просматривать определенные преподавателями фильмы;
3.6.5. Писать эссе на заданные темы, при этом не обсуждая те или иные произведения культуры, а осмысляя свою жизнь с помощью этих произведений.
3.7. Если этого не происходит, то участие в сессиях по подготовки экзистенциального консультанта будоражат чувства, воображение, развивают безосновательную мечтательность, тешат самолюбие, взращивают тщеславие, играют на страхах, но не развивают человека ни душевно, ни духовно и должны быть прекращены.
3.8. Когда, вместо осмысления итогов терапевтических групп и учебных сессий, вместо интегрирования, порой, достаточно сложного, этих итогов в свою жизнь, люди идут в новые и новые терапевтические группы, начинает развиваться зависимость от терапевтических групп. В этих случаях процесс подготовки экзистенциальных консультантов для них должен быть приостановлен или прекращен.

Утвержден на первой конференции действительных членов Международной ассоциации экзистенциального консультирования «Экзистенциальная традиция», Беларусь, Могилевская обл., г. Круглое 15.09.2016 г.

С текстом меморандума ознакомлен(а). Со всеми его положениями согласен/согласна: