«..Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты»
Бюджентал Дж.

О ШКОЛАХ В ФИЗИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ, ИЛИ К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ШКОЛА»

Когда готовилась данная статья, в одном из белорусских интернет-изданий мне на глаза попался материал, в котором одна из участниц беседы на тему экзистенциального психологического образования, в частности, утверждает, что, по ее мнению, «говорить о школе Алексейчика проблематично». Из контекста следует, что школа подразумевает привычную образовательную деятельность — лекции, семинары и т.д.

Но с какой стати? В науке известно множество школ, формально вообще не оформленных. Школа Нильса Бора, существовавшая в форме копенгагенского семинара и конференций. Также говорят о школе Ландау, который, кстати, считал Бора своим учителем. Она тоже действовала в форме семинара, хотя параллельно был более узкий круг учеников, сдавших теорминимум, с которыми гениальный ученый занимался дополнительно. Какие лекции?

Кстати, школа — это не обязательно трансляция либо передача определенных теоретических представлений или методов. Была, например, великая школа Эрнеста Резерфорда, воспитавшего двенадцать нобелевских лауреатов. Как вспоминал его ученик Петр Капица, он создавал вокруг себя удивительную творческую атмосферу, поощрявшую инициативу и индивидуальность. Обладая глубокой интуицией, он видел ключевые проблемы физики того времени, но при этом как учитель требовал от учеников полной самостоятельности и оригинального подхода к решению задач. То есть школа существовала не вокруг определенных подходов или знаний, а вокруг личности учителя, умеющего ставить проблемы и поощрять индивидуальность учеников. Показательны слова Резерфорда, приводимые Капицей: «Самое главное для учителя — научиться не завидовать успехам своих учеников, а это с годами становится нелегко!»

Возможно, в психотерапии своя специфика, и представление о школах может быть другое, чем в физике. Так, например, свое видение того, что есть школа в психотерапии, предлагает А. Сосланд ­(Сосланд, 1999, с. 35-36). Он рассматривает школу как некоторое идеологическое пространство, формируемое основателем вокруг своей системы представлений и метода. Однако такое представление о школах сложно назвать исчерпывающим. Оно не учитывает всего многообразия форм существования школ, которые имеются в различных культурах и сферах деятельности человека, даже тех, которые в качестве примера приводились в данной статье. Мне кажется, любые попытки монополизировать представление о школе, вводить некие стандартные критерии того, что можно называть школой, а что нет, не могут не вызывать опасения[1]. Иначе однажды можно проснуться и узнать, что школы Алексейчика не существует, несмотря на книги, регулярный семинар и сотни людей, считающих его своим учителем.

Литература

  1. Резерфорд — ученый и учитель. К 100-летию со дня рождения / Под ред. П.Л. Капицы. М., 1973.
  2. Сосланд А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. М., 1999.
  3. Экзистенциальной психологии в ЕГУ будут учить специалисты с мировым именем // Новая Еўропа. 14.06.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-europe.eu.
  4. [1] Во избежание недоразумений отмечу, что школа Алексейчика, на мой взгляд, вполне соответствует концепции Сосланда.

Омецинский Дмитрий — философ (г. Севастополь). (Данные об авторе- на момент выхода статьи)

Опубликовано в журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия», №22, 2013.